Счет за мрак
Пострадавшие от энергетической катастрофы в Москве могут обратиться в суд
Общественно-политическая газета "Трибуна"
Автор: Александр СОБИНА
Миллионы людей оказались заложниками халатности или недобросовестности людей, отвечающих за снабжение мегаполиса электроэнергией. А ведь электричество в современном городе — это все. Это и свет, и связь, и транспорт… Словом, жизнь во всех ее проявлениях. Можно ли как-то оценить пережитые жителями Москвы и близлежащих городов неудобства и страх, моральные потрясения и прямые материальные убытки, если в конце концов ситуация разрешилась благополучно? За ответами на эти вопросы «Трибуна» обратилась к председателю общества защиты прав потребителей «Резонанс» Григорию Решетову.
- Кто должен отвечать перед потребителями в данной ситуации? И возможно ли вообще привлечь кого-то в качестве ответчика за причиненные неудобства?
- В данной ситуации отвечать должна компания «Мосэнерго», так как именно она является поставщиком электроэнергии в Москву, а следовательно, именно на ней лежит полнота ответственности за предоставление услуг ненадлежащего качества. Как правило, оплачивая квитанции, граждане перечисляют деньги на расчетный счет «Мосэнерго», поэтому правовые отношения возникают именно с этой компанией. Хотя, конечно, «Мосэнерго» уже в регрессном порядке вправе обращаться с претензией к РАО «ЕЭС России», поскольку именно РАО ЕЭС стало виновником того, что старое оборудование вовремя не было заменено на новое.
Обращаться с исками не только можно, но и нужно, так как каждый потребитель имеет право на получение услуг надлежащего качества, тем более тех, которые он исправно оплачивает. Как выяснилось, вследствие именно ненадлежащего исполнения таких услуг и по вине «Мосэнерго» у большинства граждан и юридических лиц возникли убытки, которые должны быть компенсированы. По общему правилу, возмещать их должно лицо, которое их причинило. Под убытками понимаются расходы, которые потребитель понес не только в форме реального вреда, но и в форме будущих расходов, а также упущенной выгоды. За все это можно потребовать компенсации. Если речь идет о физическом лице, то целесообразно ставить вопрос о компенсации морального вреда.
- За что же можно потребовать компенсации?
- За очень многое. Например, за то, что при отключении электричества произошел скачок напряжения и перегорел ваш компьютер или другой прибор, за то, что вы попали в ДТП из-за неработающего светофора. За то, что вы застряли в лифте и не успели, например, на самолет. За ущерб здоровью, нанесенный вследствие стресса, или за испорченные продукты в холодильнике.
- Как оценить размер ущерба?
- Это стоимость товара, который утрачен, расходы, которые потребитель понес, чтобы восстановить функциональные возможности этого товара или иные расходы, связанные с ведением дела в суде (судебные расходы), ну и моральный вред. Размер морального вреда определяется судом, но требование его компенсации необходимо четко обосновать.
- Что должен делать потребитель, решивший получить компенсацию своих потерь?
- Составляется претензия с предложением к руководству компании возместить ущерб добровольно, до суда. Но ущерб нужно подтвердить документально и приложить все эти бумаги к заявлению. Комплект документов направляется в адрес «Мосэнерго». Нельзя забывать, что ущерб должен быть подтвержден. Материальный — заключением сервисного центра или независимой экспертизой, а моральный или ущерб здоровью — заключением врачей, психологов и т.д. Срок рассмотрения претензии не должен превышать 10 дней. Если ответа на нее за это время не последовало, то следует обратиться в суд с исковым заявлением. Оно составляется примерно в том же ключе, что и претензия, и к нему также прилагаются подтверждающие документы. Это не обязательно должны быть оригиналы - достаточно будет и копий.